У Греции есть возможность выжить без кредитов и списания долга
Греческий долг уже попросту мифологизирован, а любые вопросы к общепринятой позиции воспринимаются, как ересь. Я и сам повторял строку о том, что «даже МВФ признает греческий долг неприемлемым». Но это лишь полуправда.
Само предположение было взято из опубликованного 26 июня документа МВФ, который бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис «назвал захватывающим чтением». В своем традиционном напыщенном стиле он заявил: «Еще никогда данное учреждение не выступало за стратегию, которая так решительно противоречила бы ее собственным исследованиям. МВФ никогда прежде не соглашался в экономическом анализе ситуации с правительством, которое намеревался уничтожить».
На самом же деле исследование МВФ не совпадало с экономическим анализом ситуации, представленным правительством Ципраса. В документе было указано, что действия нынешнего и предыдущего правительств привели к неправильному использованию программы помощи 2012 года и увеличили потребность Греции в финансировании.
«Если бы программа была внедрена, как предполагалось, в дальнейшей реструктуризации долга не было бы необходимости», - отмечено в документе МВФ. По оценкам экспертов МВФ, Греция могла бы достичь улучшения соотношения долга к ВВП уже к 2020-2022 году. «Тем не менее, значительные изменения политики с начала года привели к серьезному росту потребности финансирования», - продолжил МВФ. Греция собирала недостаточно налогов, приватизация застопорилась, а рост замедлился.
Варуфакису и Ципрасу не следовало пытаться представлять аналитиков МВФ в качестве своих союзников, даже если те в итоге и призовут к списанию долга. МВФ работает по совершенно иной логике, хотя к ней тоже могут возникать вопросы.
Как отметили Джулиан Шумахер и Беатрис Ведер ли Мауро из Университета Майнца, шаблоны, которые МВФ использует для определения устойчивости долга, находятся в публичном доступе и могут быть легко проверены. Есть две схемы: одна для относительно состоятельных стран с доступом к мировым рынкам, вторая – для бедных стран, которые не имеют возможности занимать на международных финансовых рынках. В случае с Грецией МВФ использовал шаблон «для богатых», который завязан на номинальном уровне долга. В такой перспективе греческая ситуация кажется кошмарной: по данным МВФ, если финансовые потребности Греции будут удовлетворены, ее долг в ближайшие два года достигнет уровня 200% ВВП.
Проблема этого подхода состоит в том, что модель «для богатых» Греции больше не подходит. Да, ВВП на душу населения по-прежнему высок – в 2014 он составил почти $26 000, с учетом паритета покупательной способности валют, что соответствует 44 месту в мировом рейтинге, а подход «для бедных» применяется по отношению к странам, у которых ВВП на душу населения ниже $1 200. Тем не менее, можно сказать, что Греция с ее 25,5% безработицы (более 60% молодежи не работает) и введенными ограничениями, согласно которым клиент банка может взять со своего счета не больше $420 в неделю, больше не относится к разряду стран первого мира, поскольку не имеет ни экономической стойкости, ни доступа к рынкам. Греции могут понадобиться годы, чтобы оправиться от пережитого.
И еще кое-что общее есть у Греции со странами, к которым МВФ применяет подход «для бедных»: кредиторы, которые держат большую часть ее долга, 79%, являются представителями государственного сектора. Остальное, по большей части, долгосрочные облигации, которые банки и фонды получили в рамках реструктуризации 2012 года.
Шумахер и ди Мауро подчеркивают, что из-за этих показателей применение модели для бедных стран могло бы дать более точную картину, поскольку она опирается на текущий объем долга. При помощи этой модели они рассчитали, что чистая текущая стоимость греческого долга составляет 93% ВВП, 281% экспорта и 213% государственных доходов.
Первые две цифры выглядят кошмарно. Расчеты Всемирного банка (для валового национального дохода, показателя, близкого к ВВП, а также для экспорта) показывают, что на таком же уровне находятся страны наподобие Ямайки и Либерии, и это с учетом долгов частного сектора. Эти показатели – тревожный сигнал: страна нуждается в облегчении долгового бремени.
Тем не менее, текущая стоимость греческого долга по отношению к доходам бюджета ниже красной черты, установленной МВФ.
Это означает, что по стандартам МВФ греческий долг все же не является непосильным бременем для правительства страны, которая должна его выплачивать, несмотря на то, что с точки зрения простейшей экономики он кажется неподъемным.
Но Греция, разумеется, не является экономическим изгоем, как Либерия, поэтому к ней не стоит применять подходы, рассчитанные на развивающиеся страны. Это уникальный случай, для которого, по мнению Шумахера и ди Мауро, нужна отдельная модель устойчивости долга. Желательно, чтобы эта модель устраивала и правительство страны, и ее кредиторов.
В данный момент никто, даже МВФ, не понимает, является ли долг Греции приемлемым. Это может объяснить, почему Министерство финансов Германии отвергло предложение аналитиков МВФ увеличить сроки погашения «скажем, лет на 30 по всему европейскому долгу» (удивительно размытая формулировка, как для МВФ). Возможно, именно поэтому немецкий канцлер Ангела Меркель не дала четкого ответа о возможности реструктуризации греческого долга в обмен на выполнение требований кредиторов.
Очевидно, что у Греции есть проблема ликвидности, а экономике страны необходимо возобновление роста. Есть повод надеяться, что этот вопрос сейчас решается. А пока экономисты МВФ, Европейского фонда финансовой стабильности и Европейского центробанка должны еще раз присмотреться к моделям устойчивости долга, выбрать необходимую и предложить Греции решение. Время еще есть.
Источник: http://nv.ua
Нет комментариев.